Социальное программное обеспечение - это широкий диапазон программных систем, позволяющмх пользователям взаимодействовать и обмениваться данными. Хорошими примерами таких систем являются реализации форумов про онлайн покер, дискуссионные клубы и сайты социальных сетей. Этот способ компьютерно-опосредованного взаимодействия стал популярным с появлением таких социальных сайтов как MySpace, Facebook, Одноклассники, медиа сайтов Flickr и YouTube, коммерческих сайтов eBay.
Многие из из этих приложений имеют такие общие характеристики как: открытые API, сервис-ориентированный дизайн, возможность удаленного размещения данных и медиа-файлов. Такие приложения принято относить к системам Веб 2.0.
Внутри социального ПО можно выделить две группы программных инструментов: коммуникационные и интерактивные.
Коммуникационные инструменты применяются для записи, хранения и представления коммуникационных данных, чаще всего в текстовом виде, но все больше в аудио и видео форматах.
Интерактивные инструменты применяются для поддержки опосредованного данными (различных медиаформатов) взаимодействия между отдельными пользователями и их группами. В отличие от коммуникационных инструментов акцент делается на поддержке связности пользователей и механизмов общения между ними. В противоположность коммуникационным инструментам, которые являются обычно асинхронными, интерактивные инструменты преимущественно синхронны, позволяя взаимодействовать пользователям в режиме реального времени (как в случае интернет-телефонии, видеочатов и т.п.) либо почти синхронно (службы мгновенных сообщений, текстовые чаты и т.п.).
Можно назвать следующие примеры программных систем, которые относятся к социальному ПО:
Системы обмена мгновенными сообщениями (IM - Instant messaging) позволяют общаться с другим пользователем через сеть в режиме реального времени (в относительно защищенном режиме). К наиболее популярным из них можно отнести Skype, ICQ, Yahoo! Messenger, MSN Messenger, AOL Instant Messenger, Miranda IM. К системам, ориентированным на бизнес, можно отнести IBM Lotus Sametime, Microsoft Messenger и Jabber.
Интернет-чаты (IRC - Internet Relay Chat) позволяют одновременно нескольким пользователям общаться в режиме реального времени.
Интернет-форумы пришли на смены электронным конференциям (возникшим до появления WWW). Пользователь форума может создавать новую тему , доступную для других. Другие пользователи могут просматривать тему и оставлять свои комментарии в режиме последовательной записи.
Веб-блоги (web logs), или кратко блоги, можно рассматривать как личные он-лайн журналы отдельных пользователей. Владелец блога может размещать сообщения в своем журнале, в то время как другие пользователи (читатели) могут оставлять к ним свои комментарии.
Вики-справочники (wiki), или просто вики, - по-сути, веб-сайты, содержимое которых может редактироваться посетителями сайта. Наиболее известный пример - Википедия.
Сервисные социальные сети позволяют пользователям объединяться в он-лайн режиме вокруг общих для них интересов, увлечений или по различным поводам. Например, некоторые сайты предоставляют сервисы, с помощью которых пользователи могут размещать для общего доступа персональную информацию, необходимую для поиска партнеров. Примеры: LinkedIn, В контакте.
Социальные сети прнятия решений - веб-сети для обсуждения с целью принятия решений. Используются для установления постоянной связи отдельных людей с правительством.
Коммерческие социальные сети ориентированы на поддержку бизнес-транзакций и формирование доверия людей к брендам на основе учета их мнений о продукте, о том как сделать его лучше и т.п., тем самым позволяя потребителям участвовать в продвижении продукта и расширяя их осведомленность.
Социальные закладки (social bookmarking). Некоторые веб-сайты позволяют пользователям предоставлять в распоряжение других список закладок или популярных веб-сайтов. Такие сайты также могут использоваться для поиска пользователей с общими интересами. Пример: del.icio.us.
Социальные каталоги (social cataloging) напоминают социальные закладки, но ориентированы на использование в академической сфере, позволяя пользователям работать с базами данных цитат из научных статей. Примеры: Academic Search Premier, LexisNexis Academic University, CiteULike, Connotea.
Социальные библиотеки представляю собой приложения, позволяющие посетителям оставлять ссылки на их коллекции, книги, аудиозаписи и т.п., доступные другим. Предусмотрена поддержка системы рекомендаций, рейтингов и т.п. Примеры: discogs.com, imdb.com.
Многопользовательские сетевые игры (Massively Multiplayer Online Games) имитируют виртуальные миры с различными системами подсчета очков, уровней, состязательности, победителей и проигравших. Пример: World Warcraft.
По материалам сайта intuit.ru
Рынок приложений для социальных сетей: $428,3 млн. к 2009 г.
Объем рынка приложений для социальных сетей вырастет с $46,8 млн. в 2006 г. до $428,3 млн. к 2009 г., говорится в отчете исследовательской компании IDC.
Специалисты IDC предсказывают, что в ближайшие годы будет расти рынок маркетинговых и бизнес приложений для социальных сетей.
«Социальные сети становятся все популярнее и появляются приложения для разных целей, за счет которых и будет расти этот рынок», - сказала Рэйчел Хаппе (Rachel Happe), менеджер по исследованиям IDC.
«Мы ожидаем, что в скором времени станут популярными приложения для различных маркетинговых компаний и фирм, а также корпоративные приложения.
Кроме того, в отчете говорится, что рост объема рынка приложений для социальных сетей замедлится только к 2011 г.
По материалам сайта cnews.ru
|